Публикации

  • Галина Аксенова. «Золотые руки». Журнал «Советская женщина» (на англ. яз.). №3, 1984, с. 34-45.
  • Газета «Московский художник». «Предсъездовская вахта». 1 мая 1987 г.
  • Каталог «Молодые художники о железнодорожном транспорте». Автор текста И. Купцов. Москва, 1986.
  • Каталог «Неженки и недотроги на Крайнем Севере. Диксонская народная галерея». Автор Валерий Карпов.
  • Газета «Россия сегодня» (на итал. яз.), 3 сентября 1992.
  • Буклет «Саттарова». Москва, 1993.
  • Буклет «Чи Хэн Фей и Чулпан Саттарова». Галерея «Дин Хэ». Шеньян, Китай, 1993 (на китайском языке).
  • Сергей Попов. «Пиковая дама» и другие в Третьяковской галерее». Газета «Московский художник». 2 января 1993.
  • Сергей Дрожин. «Пиковая дама» в Третяковской галерее». Газета «Moscow Tribune», №6, январь 1993.
  • Евгений Глобенко. «Пиковая дама это совсем не бубновый валет». Газета «Левкас». №3-4 (6-7), сентябрь, 1994.
  • Каталог «Пиковая дама» в Третьяковской галерее». Автор текста В.Я. Рафаенко. Москва, 1994.
  • Виктор Липатов. «Нежность». Журнал «Юность». №9, 1995.
  • Буклет «Выставка в Постоянном Представительстве Российской Федерации при Организации Объединенных Наций». г. Нью-Йорк, 1998.
  • Галерея «Изограф». Живопись. 2000.
  • Галерея авторского телевидения. Буклет, 2001.
  • Выставка к 45-летию факультета. Кафедра «Рисунок и живопись», МГУС. Буклет, 2004.
  • Каталог «Выставка творческих работ художников-преподавателей». Министерство Высшего Образования и Науки РФ, 2004.
  • Фестиваль науки и искусства. МГУ, Культурный центр. Буклет, 2005.
  • НАУКА — СЕРВИСУ X 1 Международная научно-практическая конференция. Тезисы, 2006.
  • Каталог «Русская провинция». Москва, 2007.
  • Каталог «Выездной пленэр». Автор текста Л.А. Пархоменко. Москва, 2007.
  • Выставка художников-преподавателей. Каталог. Москва, Старосадский пер., 2007.
  • Каталог «Русская провинция». Автор текста В.А. Глухов. Москва, 2009.
  • Каталог «Путь единства». Первый Международный салон искусств, посвященный 285-летию Российской Академии художеств. Москва, 2009.
  • Каталог. Объединение художников «Возрождение». Люберцы, 2011.
  • Газета «Малоярославецкий край». Статья о персональной выставке в Малоярославецкой городской картинной галерее им. Е.А. Чернявской, 2011.
  • Газета «Мир живописи» №3-4 (47-48), март-апрель 2012 года. Статья о выставке «Шерше ля фам».
  • Газета «Мир живописи». Статья о выставке «Трио» в галерее МСХ, 2013.
  • Энциклопедия живописцев, 4 том.

«Живописный маршрут»

Журнал «Русский турист» №3/4 (10/11), 2021 г.

«Один за всех и все за одного»

Газета «Мир Живописи» №1-2, январь-февраль 2020 г.


«В моем саду»

Газета «Мир Живописи» №3-4 (115-116), март-апрель 2019 г.

«Широка страна моя родная…»

Газета «МСХ — новости» №3-4, 2018 г.

«Сезоны» в Мосгордуме»

Газета «Мир живописи» №1-2 (101-102), январь-февраль 2018 г.

«Времена года»

Газета «МСХ — новости» №4-5, 2016 г.

«Точка возврата»

Газета «Мир живописи» №11-12 (87-88), ноябрь-декабрь 2016 г.

«Путешествие в Сибирь»

Газета «Мир живописи» №3-4 (79-80), март-апрель 2016 г.

«В моем саду»

Газета «МСХ» №9, 2015 г.

Искусство начала XXI века выработало свою поэтику и «иконографию», а любая выставка является своеобразным отражением этих категорий в современном художественном процессе. Сегодня в отечественном изобразительном искусстве не существует лидирующей стилистической линии. Рядом работают и выставляются как мастера сугубо реалистического направления, так и представители
московской школы живописи, которые вышли из традиций русского импрессионизма К. Коровина, И. Грабаря, С. Герасимова, а так же художники, которые «исповедуют» иное видение мира, основанное на живописной интуиции и метафоричности, часто уходящие в стихию беспредметности.


На выставке «В моем саду» творческого объединения «Мастерская.ru», которая собрала с 15 по 21 сентября с.г. в залах МСХ на Кузнецком мосту, 20 известных столичных мастеров, знакомых зрителям по многочисленным выставочным проектам – Н. Крутова, А. Терещенко, В. Осмеркину, А. Буртасенкова, Н. Северину, Д. Попова, О. Тихонову, Ч. Цветкову, А. Шувалова – представлены все
вышеназванные направления. Их живопись являет собой искусство, состоящее из напластований традиций и культурного опыта, различных способов использования художественного языка и пластического мышления от классики до авангарда. Таким образом, в рамках одной
экспозиции возникают стилистические векторы, которые взаимодействуют, вступая в непрерывный творческий диалог.


Само название Объединения «Мастерская.ru» наполняет экспозицию выставки дополнительным смыслом: все участники связаны друг с другом или совместной творческой работой в мастерской, или в пленэрных поездках. Но это название можно трактовать еще шире – для художника «весь мир – мастерская» (несколько перефразируя известное высказывание У. Шекспира), где он набирается опыта визуальных впечатлений, где находит свой круг общения и обретает свое творческое лицо. Участие в таких групповых выставках дает каждому возможность увидеть свои работы в соседстве с холстами других живописцев, что всегда важно для динамично развивающегося художника.


Пространственно-цветовые качества работ всех участников выставки перерастают на наших глазах в самые различные художественные системы, каждая из которых ценна и неповторима, поскольку несет драгоценное достояние, которое уже принадлежит не только автору, но и его зрителю. «Держать планку» сейчас чрезвычайно трудно. Но представленным в залах художникам это удается. Они честно
пытаются разнообразными художественными средствами донести до зрителя собственную творческую идею, образы своей души. За сегодняшнюю свободу приходится платить высокую цену поиска своей ниши между диктатом рынка и творческой элитарностью.


От поколения к поколению в отечественном искусстве меняется характер живописных приемов, цветовидения и способов композиционного решения. При этом общий для эпохи художественный язык проявляется через максимальное раскрытие индивидуального стиля отдельного мастера. И это видится безусловным профессиональным достижением каждого из участников выставки «В моем саду».



«Географические открытия» Чулпан Цветковой («Улочка в Феодосии», 2005; «Осень в Ростове», 2013; «На Трубеже», 2014; «Свято-Пафнутьев монастырь», 2014; «Переславль-Залесский», 2008) – это прежде всего находки колористических решений. Именно точным построением цветовых плоскостей она не только моделирует форму, но и создает эмоциональное настроение. Одной из тем, которая очень важна для художника, остро чувствующего природу, является диалог с натурой, связь с нею на интуитивном уровне. Работы 2014 года – «Лунный свет» и «Большая вода» — написаны как бы на одном дыхании, а свободно взятые тональные отношения, удивительно тонкие свето-цветовые нюансы превращают их чарующую сказку.



Зритель, который не ограничивается удовольствием от простого созерцания линий, форм и красочных созвучий, обречен искать и, к счастью, находить глубинный смысл в творчестве каждого из представленных живописцев. Трансформированный волей художника реальный мир становится проводником его мыслей и чувств, продолжением его размышлений. И в их движении время от времени возникают точки сильного притяжения, и как результат – рождение проекта Объединения «Мастерская.ru». И, конечно, именно в живописи заключена та творческая энергия, которой щедро делятся с нами участники этой выставки.

Радослава Конечна

«Моя Москва»

Газета «Мир живописи» №9-10 (73-74), сентябрь-октябрь 2015 г.

По устоявшейся традиции начало нового сезона в Галерее живописного искусства состоялась выставка, посвященная Дню города. Москва с каждым годом хорошеет, открывая горожанам, казалось бы, знакомые, но теперь воспринимаемые совсем по-другому уголки. Реставраторы и архитекторы творят чудеса. И эти перемены чутко улавливают художники, стараясь отразить их в своих картинах. Как всегда, в экспозиции присутствовали работы известных зрителю мастеров живописи и полотна молодых авторов.

«Красота — главная ценность»

Газета «Мир живописи» №1-2 (57-58), январь-февраль 2013 г.

«Шерше ля фам»

Газета «Мир живописи» №3-4 (47-48), март-апрель 2012 г.

Эстафету юбилейных выставок Московского союза художников от проекта «Русская провинция. Пленэр», прошедшего в галерее «Нагорная», приняли женщины — художники.

Семь разных творческих личностей — Ольга Рыбникова, Надежда Северина, Чулпан Цветкова, Ирина Скачкова, Татьяна Попова, Ольга Тихонова и Виктория Осмеркина, объединенных членством в Московском союзе художников и любовью к живописи, представили экспозицию с романтическим названием «Шерше ля фам» — ищите женщину.

Выставка предваряла светлый праздник весны и любви и ее название не случайно. Женский взгляд на мир отличается поиском и отражением прекрасного и гармоничного в самых простых и очень сложных его гранях.

Являясь представительницами разных стилей и школ в изобразительном искусстве, семь участниц, как семь цветов радуги, постарались показать на выставке всю полноту и многообразие окружающей нас жизни — от тайны материнства до простого пейзажа за окном и букета цветов на столе.

Каждая встреча со зрителем для этих художников — чудесная возможность сделать жизнь прекраснее и добрее. Об этом говорят записи, сделанные в книге отзывов: «Получила огромное удовольствие! Каждая из представленных художниц обладает своим, ярко выраженным стилем. Буйство цвета и красок, многообразие жанров и сюжетов — это просто потрясающе!». Спасибо за женский взгляд на мир! Это особенно ценно в наше столь ожесточенное противоречиями время, ведь женщины — это земное счастье и любовь!..». «Работы замечательных московских художниц трогают своей искренней живописной техникой. Все художники разные, но тема одна — живопись. То, что всех нас радует и вдохновляет».

Любители живописи, пришедшие на выставку, встретились с весенним настроением, царившим в залах, которое напомнило о стремящемся к нам сквозь непогоду щедром и солнечном лете.

И проявлялся мир картин
Без суеты житейской быта.
В переплетеньи паутин
Штрихов, разводов, в пятнах слитых…
Менялись яркость и цвета,
И освещение деталей…
В оживших окнах полотна
Друг друга души узнавали.
Из них струился теплый свет.
Границы зренья раздвигая,
Со зрителем вступив в дуэт,
Реальность виделась другая.
О. Рыбникова

«Весенний подарок»

Газета «Малоярославецкий край» №35 (2669), 29 марта 2011 г.

«Нежность»

Журнал «Юность», октябрь 1995 г.

«Пиковая дама» и другие в Третьяковской галерее»

Газета «Московский художник» №2 (1438), 8 января 1993 г.

«Queen of Spades at the Tretyakov gallery»

Газета «The Moscow Tribune», 6 января 1993 г.

«Родом из детства»